Организационно-правовые формы предприятий
Организационно-правовая форма предприятия закрепляет имущество и характер его использования, из чего в последующем вытекает и правовой статус организации.
Таким образом, организационно правовые формы предприятий определяют правовое положение и характер предпринимательской деятельности.
В нашей стране действует классификатор организационно-правовых форм (ОКОПФ), согласно которому каждой форме присваивается цифровой код.
Классификация и виды организационно-правовых форм
В зависимости от характера деятельности предприятия, ОПФ можно подразделить на:
- коммерческие организации (предприятия);
- некоммерческие организации;
- организации без образования юридического лица;
- государственные и муниципальные организации;
- государственные и унитарные предприятия.
На данное время существует четыре вида организационно-правовых форм для предприятий, ведущих коммерческую деятельность:
- товарищества;
- общества;
- общества акционерные;
- предприятия унитарного типа.
Кроме того, существует категория прочих форм, включающая в себя производственные кооперативы.
Для некоммерческих организаций:
- кооперативы потребительские;
- общественные объединения, движения и организации;
- фонды и некоммерческие партнерства;
- товарищества (садоводческие, дачные, собственников жилья);
- ассоциации и союзы;
- некоммерческие организации автономного типа.
Для предприятий, не образующих юридическое лицо предусмотрены следующие виды ОПФ:
- ПИФЫ - паевые инвестиционные фонды;
- товарищества простые;
- филиалы, представительства;
- индивидуальное предпринимательство;
- фермерские (крестьянские) хозяйства.
Критерии выбора организационно-правовой формы
Помимо характера основной деятельности предприятия, на выбор организационно-правовой формы влияет и ряд других факторов. Среди наиболее значимых можно выделить:
- организационно-технические;
- социальные и экономические.
В первом случае выбор формы осуществляется исходя из количества учредителей и их характеристик, сферы коммерческой деятельности, характера и новизны производимого продукта, во втором – объемов стартового капитала и личностных характеристик как самого предпринимателя, так и его команды.
Кроме того, выбор формы предприятия ограничен и действующим законодательством. Так, например, коммерческие организации, которые обладают статусом юридического лица, имеют возможность быть созданными лишь в форме товарищества любого типа, общества (с ограниченной ответственностью, открытого, закрытого типа).
Немаловажное значение имеет и масштабность предприятия. Так, для небольших предприятий малого, среднего бизнеса оптимально делать выбор в пользу акционерного общества закрытого типа. В этом случае реализация акций производится только в рамках узкого круга людей, как правило, учредителей общества. Открытый тип общества предполагает возможность продажи акций широкому кругу лиц. Этот тип организационно-правовой формы выгоден масштабному предприятию с широкой филиальной сетью, например, крупные банки страны.
Также при выборе формы предприятия, значение имеет и размер уставного капитала. Так для ЗАО он составляет 100 единиц МРОТ, для ОАО – 1000 единиц МРОТ.