Организационно-правовые формы предприятий

Организационно-правовая форма предприятия закрепляет имущество и характер его использования, из чего в последующем вытекает и правовой статус организации.

Таким образом, организационно правовые формы предприятий определяют правовое положение и характер предпринимательской деятельности.

В нашей стране действует классификатор организационно-правовых форм (ОКОПФ), согласно которому каждой форме присваивается цифровой код.

Классификация и виды организационно-правовых форм

В зависимости от характера деятельности предприятия, ОПФ можно подразделить на:

  • коммерческие организации (предприятия);
  • некоммерческие организации;
  • организации без образования юридического лица;
  • государственные и муниципальные организации;
  • государственные и унитарные предприятия.

На данное время существует четыре вида организационно-правовых форм для предприятий, ведущих коммерческую деятельность:

  1. товарищества;
  2. общества;
  3. общества акционерные;
  4. предприятия унитарного типа.

Организационно-правовые формы

Кроме того, существует категория прочих форм, включающая в себя производственные кооперативы.

Для некоммерческих организаций:

  • кооперативы потребительские;
  • общественные объединения, движения и организации;
  • фонды и некоммерческие партнерства;
  • товарищества (садоводческие, дачные, собственников жилья);
  • ассоциации и союзы;
  • некоммерческие организации автономного типа.

Для предприятий, не образующих юридическое лицо предусмотрены следующие виды ОПФ:

  • ПИФЫ - паевые инвестиционные фонды;
  • товарищества простые;
  • филиалы, представительства;
  • индивидуальное предпринимательство;
  • фермерские (крестьянские) хозяйства.

Организационно-правовые формы коммерческих предприятий

Критерии выбора организационно-правовой формы

Помимо характера основной деятельности предприятия, на выбор организационно-правовой формы влияет и ряд других факторов. Среди наиболее значимых можно выделить:

  • организационно-технические;
  • социальные и экономические.

В первом случае выбор формы осуществляется исходя из количества учредителей и их характеристик, сферы коммерческой деятельности, характера и новизны производимого продукта, во втором – объемов стартового капитала и личностных характеристик как самого предпринимателя, так и его команды.

Кроме того, выбор формы предприятия ограничен и действующим законодательством. Так, например, коммерческие организации, которые обладают статусом юридического лица, имеют возможность быть созданными лишь в форме товарищества любого типа, общества (с ограниченной ответственностью, открытого, закрытого типа).

Выбор организационно-правовой формы

Немаловажное значение имеет и масштабность предприятия. Так, для небольших предприятий малого, среднего бизнеса оптимально делать выбор в пользу акционерного общества закрытого типа. В этом случае реализация акций производится только в рамках узкого круга людей, как правило, учредителей общества. Открытый тип общества предполагает возможность продажи акций широкому кругу лиц. Этот тип организационно-правовой формы выгоден масштабному предприятию с широкой филиальной сетью, например, крупные банки страны.

Также при выборе формы предприятия, значение имеет и размер уставного капитала. Так для ЗАО он составляет 100 единиц МРОТ, для ОАО – 1000 единиц МРОТ.

 


Вернуться

Наверх