Как открыть магазин продуктов
Вопрос о том, как открыть магазин продуктов, таит множество подводных камней, которые могут стать серьезным препятствием на пути молодого предпринимателя. Многие факторы, кажущиеся незначительными на первый взгляд, порой играют решающую роль. Необходимо рассмотреть их все, чтобы создание первого продуктового магазина приносило не только прибыль, но и удовольствие.
Существует всего две причины, по которой новички не смогут организовать собственную лавку:
- Необходим немаленький стартовый капитал;
- Страх из-за отсутствия опыта в предпринимательской деятельности;
Если они вас не пугают, можете готовить блокнот и записывать основные пункты.
Конкуренция
Прежде всего, вам необходимо разобраться с той областью продуктовой ниши, которую вы хотите занимать. Вряд ли вы стремитесь тягаться с гигантами, представляющими сеть торговых гипермаркетов. Даже если вы сумеете организовать один такой магазин, то очень скоро задохнетесь под волной конкуренции, долгов и жалоб.
Идеальный вариант для начинающего предпринимателя – небольшая торговая лавка. Конечно, вы не сможете соревноваться с крупными сетями в планах цены и себестоимости, однако существенную прибыль получить все же получится. Почему?
Во-первых, вы соревнуетесь на разных площадках. Это значит, что вы играете в волейбол, а они в футбол, то есть, никакой открытой конкуренции между вами нет. Более того, крупные торговые сети даже позволят вам выгодно закупать товар, но об этом ниже.
Во-вторых, у вас есть кое-что другое, что поможет привлечь постоянных клиентов. Подумайте сами, какой толк ехать пару часов в гипермаркет, если просто нужно купить булку хлеба и пакет молока? А что, если к вам срочно приехали гости и нечего поставить на стол? Можно даже не вести речь о бедных студентах, которые покупают исключительно пельмени и хлеб.
Следует рассмотреть еще пару конкурентных преимуществ небольшого торгового магазина:
- Оригинальный внешний вид. Эстетическое чувство нередко является определяющим фактором в выборе потребителя. Гипермаркеты, как правило, однотипны и слишком громоздкие. Вспомните, когда вы последний раз ходили в кафе, обладающее оригинальным и запоминающимся дизайном. Наверняка вам хотелось вернуться в него еще раз. Также обстоит дело и с магазинами. Придумайте оригинальную оформительскую идею. Отразите ее в названии и дизайне. Теперь к вам будут заходить хотя бы ради того, чтобы посмотреть. А статистика показывает, что 64% посетителей покупают в магазине хоть что-то.
- Интересные предложения. В последнее время распространились небольшие продуктовые магазины, которые предлагают своим покупателям что-нибудь необычное и интересное. Например, какие-нибудь новые мясные деликатесы или какая-нибудь интересная ручная выпечка. В общем, все то, что нельзя обнаружить в обычном продуктовом магазине. Тут срабатывает эффект сарафанного радио, то есть покупатели начинают сами рассказывать друг другу об интересных товарах. А если подключить сюда оригинальный дизайн, раскрутиться получится довольно быстро.
Как видите, сети гипермаркетов не представляют большую опасность для небольших лавок, так что вы можете смело продолжать читать о том, как открыть продуктовый магазин.
Целевая аудитория и ассортимент
Любой предприниматель, начиная собственный бизнес, должен определиться с целевой аудиторией. То есть ему необходимо задать определенные рамки того, какие клиенты будут посещать его заведение. С продуктовыми магазинами ситуация обстоит хуже, ведь в них ходят практически все: от детей до пенсионеров, однако определенные выводы сделать все-таки можно.
Например, если ваша лавка будет располагаться среди новостроек для военнослужащих, то основной контингент будут составлять военные и их семьи, а значит можно обойтись без товаров, предназначенных для богачей.
Но это скорее исключительный вариант. Чаще всего нужно ориентироваться на товары общего пользования. Вскоре перестанут появляться все те, кого не устраивает ваш ассортимент. Останется только основное ядро, которое будет закупаться у вас постоянно.
- Прежде всего, вам нужно запастись хлебом, молоком и другими скоропортящимися продуктами. Наилучший вариант – это наладить отношения с местными поставщиками. Они всегда будут рады подобному сотрудничеству, ведь товар поступает постоянно, его необходимо куда-то сбывать, а сделать свою зону покрытия шире они не могут, поэтому продовольственные магазины – это их основной заработок. Ниже об этом будет рассказано подробнее.
- Также стоит приобрести различную мелочевку. Как правило, она играет роль приманки для посетителей. Представьте ситуацию: мама гуляет с ребенком, вдруг последний начинает яростно просить шоколадку. Куда отправится мать? Конечно же, в ближайший продовольственный магазин, чтобы успокоить своего малыша. Заглянув в магазин, она, как правило, купит еще молоко и хлеб, чтобы не терять время. Если ей понравится обслуживание, цены и атмосфера, она наверняка вернется еще раз.
Можно вспомнить еще про парней, опаздывающих на свидание и желающих купить цветы. Нерадивых мужей, которым нужно зажевать запах алкоголя. Спортсменов, которым срочно понадобилась вода. Таких примеров море и все они могут принести вам существенную прибыль. Самое главное – правильно подобрать ассортимент товаров.
А вот, например, опытные предприниматели, в ответ на вопрос о том, как открыть свой магазин продуктов, советуют выбрать какую-либо пищевую отрасль и специализироваться на ней: магазин сладостей, хлебобулочный магазин, молочная лавка и так далее. Конкуренция в этом случае будет еще меньше, а доход больше.
Работа с поставщиками
Перед открытием магазина вам необходимо закупить товар, а в последующем поддерживать его своевременную доставку. Еще до того, как первый клиент откроет дверь вашей лавки, к вам стечется целая армия поставщиков, желающих продать свой продукт.
Ваша задача заключается в следующем: найти наиболее выгодное предложение, обговорить все условия и подписать контракт. Лучше, если на переговорах с вами будет присутствовать личный юрист, тогда снизится вероятность принять неправильное решение.
Сразу стоит отметить, что современные реалии зачастую ставят владельцев небольших продуктовых магазинов в невыгодное положение. Дело в том, что учитывая стоимость хранения, оплаты труда персонала склада и доставки, конечная цена поставки может быть заметно выше средних цен на эти товары в округе.
К счастью, есть весьма неплохой вариант, о котором было упомянуто выше – можно закупаться товарами напрямую в гипермаркетах. Это очень удобно, особенно если вы не собираетесь держать большое помещение, и количество ваших клиентов не превышает нескольких десятков в день.
Однако подобная практика уместна не всегда. Речь идет о самых распространенных товарах: табачные изделия, алкоголь, хлеб и яйца. Эти товары в 99% случаев выгоднее закупать у поставщиков. Кстати, они сами будут предлагать вам наиболее выгодные условия. Ведь поставляемые товары имеют очень низкий срок годности, а, следовательно, и зона покрытия доставки далеко не самая большая. В большинстве случаев поставщиков можно склонить в вашу сторону.
Но не стоит злоупотреблять взаимоотношениями. Именно совместная работа, построенная на взаимоуважении, сможет принести обеим сторонам наибольшую выгоду. Если вы постоянно будете опаздывать с оплатой, то можете ждать какого-нибудь подвоха, вроде продуктов с не самым высоким качеством.
Кстати, о последнем моменте стоит подробнее узнать всем, кто интересуется, как открыть маленький магазин продуктов. Купив у вас в лавке некачественный товар, виновным сразу становитесь вы. Не имеет значения, кто виноват на самом деле: поставщик, производителей или сам покупатель. По крайне мере так будет думать клиент, а доверие покупателей должно стать вашей самой главной ценностью.
Поэтому всеми силами постарайтесь избежать некачественной продукции. Тщательно обговаривайте сроки доставки, проверяйте товар перед покупкой самостоятельно, следите за его сохранностью. Иногда можно потерять весь бизнес, ошибившись только в одной простом моменте.
Персонал
Лицом магазина являются сотрудники (они даже важнее, чем дизайн). Их подбор должен осуществляться максимально скрупулезно, чтобы потом не пришлось жалеть. Можно дать лишь несколько рекомендаций относительно того, какие сотрудники необходимы небольшому продуктовому магазину:
- Лучше нанимать сотрудников, которые имеют опыт работы в торговой сфере. А если они уже обслуживали небольшие продуктовые магазины, то будет еще лучше. Это позволит вам существенно снизить расходы на поставку. Посудите сами: опытный продавец может сам просчитывать, какого товара не хватает на полках и сразу же делать заказ. Вам остается лишь контролировать данный процесс.
- Подбирайте сотрудников, которые готовы не просто работать, но и сотрудничать. Например, можно договориться, что продавец будет получать процент от дохода магазина. У такого варианта сотрудничества множество плюсов. Во-первых, это существенно развяжет вам руки, так как большую часть работы будет выполнять именно продавец. Во-вторых, вам не придется рассчитывать зарплату. В-третьих, заинтересованность сотрудника будет в разы больше, в результате чего он сможет продать гораздо больше товара. К сожалению, все меньше и меньше людей соглашаются на подобные условия.
- Выбирайте вежливых сотрудников, знающих правила хорошего тона. Как вы думаете, приятно ли будет клиенту, если на него наорут, когда он пожалуется на какой-нибудь просроченный продукт? Это только ухудшит отношения, а ведь он не будет молчать о своем недовольстве, в результате чего вы можете потерять еще больше покупателей. К сожалению, на эту должность сейчас идут не самые квалифицированные продавцы, поэтому их воспитанность лучше регулярно проверять.
- Проверять также стоит и честность. Думаю, вы не удивитесь факту, что многие продавцы воруют товары. Чтобы этого избежать, необходимо постоянно проводить проверки и установить камеры наблюдения не только на входе и на прилавке, но и в подсобном помещении.
Опытные предприниматели советуют полагаться на чувства, когда впервые подбираешь сотрудников. Конечно, некоторые рекомендации применять все-таки стоит, но продавец или охранник, прежде всего, должен вызывать доверие именно у вас. Насколько эффективен этот метод, судить сложно, однако если вы хотите понять, как правильно открыть магазин продуктовый, то все-таки лучше прислушаться к советам профессионалов.
Стоимость
Вопрос о цене всегда является самым волнующим, ведь деньги – основная цель большинства предпринимателей. Вложения, необходимые для открытия продуктового магазина, довольно значительны. Чаще всего именно этот фактор отпугивает потенциальных бизнесменов.
Сперва необходимо определиться с местоположением вашей будущей лавки. Где-нибудь в центре города покупка помещения будет в 2-3 раза дороже, чем на окраине, поэтому начинать свой бизнес рекомендуется с густонаселенных жилых районов. Учитывайте тот факт, что рядом с вашей будущей лавкой не должно быть любых других продовольственных магазинов, особенно если речь идет о крупных гипермаркетах. Для нормального существования бизнеса, в радиусе 500 метров должно проживать не меньше 1500 жителей.
А теперь рассмотрим капитальные расходы:
- Покупка торгового оборудования (холодильники, касса, витрины, стеллажи) – 150 тысяч рублей;
- Покупка помещения (30 кв. м.) – 400 тысяч рублей (цены сильно разнятся от региона и местоположения магазина);
- Создание товарного запаса – 100 тысяч рублей;
- Установка камер наблюдения – 20 тысяч рублей;
- Покупка дополнительного оборудования – 50 тысяч рублей;
- Итого – 720 тысяч рублей;
Далее следует рассмотреть общие расходы:
- Налоги – 10 тысяч рублей;
- Коммунальные расходы, электричество и прочее – 10 тысяч рублей;
- Зарплата (2 человека) – 30 тысяч рублей;
- Итого – 50 тысяч рублей;
Конечно, выше представлены довольно усредненные показатели, однако на них можно ориентироваться при открытии своего первого магазина.
Следующие вещи нужно узнать прежде, чем открыть магазин продуктов: сколько стоит торговая площадка, какой поток людей проходит ежедневно, какие товары будут пользоваться наибольшим спросом и сколько стоит их доставка. После этого вы сможете увидеть уже более подробные цифры.
Конечно, продуктовый магазин – не самое лучшее решение для новичков в бизнесе. Большие риски и высокая конкуренция часто отпугивают довольно талантливых предпринимателей, и они находят места в других сферах деятельности. Однако если суметь все правильно организовать, то вложения смогут окупить себя уже через несколько месяцев. Только подумайте, средняя окупаемость продуктовых магазинов в России составляет всего 9 месяцев, а потом уже идет чистая прибыль. А вы готовы рискнуть?