abc анализ в продажах
Когда-то любой бизнес был основан на принципе «купить подешевле, продать подороже», но, увы, время идет, финансовые механизмы усложняются, а рынок насыщается качественной и многообразной продукцией. Но как же справиться с высокой конкуренцией? На каких товарах нужно сосредоточить внимание, а о каких лучше забыть? Как ни странно, в этом нам поможет авс анализ – простое и действенное средство для сбора и анализа любой статистической информации. Этот анализ позволит вам подобрать идеальную бизнес-стратегию и лучший товар для продажи, найти на рынке сбыта самых многообещающих покупателей, сэкономить максимум денег и свести недополученную прибыль к минимуму. Итак, что такое авс анализ и как провести его с помощью обычной таблички в Microsoft Office Excel?
Что такое abc-анализ?
Это универсальный инструмент, который в наши дни применяется отделами продаж (чтобы проанализировать все данные и выявить самых многообещающих клиентов, торговых представителей и т.п.), отделами финансов (чтобы провести анализ дебиторской задолженности) и отделами закупок (чтобы определить самый востребованный ассортимент товаров, брендов, производителей и т.п.)
Фактически, abs анализ – это методика, основанная на принципе итальянского математика Парето и позволяющая классифицировать любые ресурсы компании по степени их важности для предприятия. Принцип Парето утверждает, что 20% от всех продаваемых торговцем товаров обеспечивают ему 80% денежного оборота. Соответственно, 20% клиентов дают 80% прибыли, 20% сырья и комплектующих обеспечивают 80% спроса, а контроль над 20% торговых позиций позволяет контролировать 80% всего рынка. Значит, если правильно выявить эти ключевые 20%, у вас получится составить для своего предприятия индивидуальный выигрышный бизнес-план. Именно для этого и нужна методика авс.
Любая торговая компания старается управлять ассортиментом своей продукции не наугад, а исходя из показаний авс-анализа – например, сосредотачивает свое внимание на тех товарах и услугах, которые делают 80% денежного оборота, и снимает с производства те товары и услуги, которые дают менее 5% прибыли. Продукт-менеджеры проводят анализ, выявляют топ-список самых востребованных товаров и заранее заказывают их на свои склады, в то же время избавляясь от «неликвидной» продукции.
Как часто должен проводиться abc-анализ?
Как вы уже поняли, авс анализ – это простая и доступная каждому менеджеру ранжировка ассортимента, складских запасов, поставщиков и покупателей с использованием имеющихся в распоряжении аналитика статистических данных. Все объекты анализа группируются по степени влияния этих объектов на окончательный результат бизнес-процесса.
Проведение авс анализа не потребует от вас установки какого-то специального программного обеспечения, а сама процедура не является чрезмерно трудоемкой. Достаточно сгруппировать все данные в Microsoft Office Excel и за несколько минут выявить самые ликвидные и неликвидные позиции списка. Следовательно, эксперты советуют повторять процедуру как минимум раз в месяц, используя данные за последние полгода. Благодаря этому вы сможете в режиме реального времени отслеживать тенденции продаж, рост спроса на те или иные позиции и так далее.
Если проводить abc анализ продаж немного реже (например, раз в квартал), можно упустить изменения в трендах – и тогда вы не закупите товар, наиболее выгодный в новом сезоне, либо закупите его в недостаточных количествах.
Деление на категории
При выполнении анализа все товарные запасы фирмы (либо клиентская база) делятся либо на три, либо на пять категорий. Упрощенный анализ предусматривает разбивку всей продукции на следующие категории:
- категория А – самые ценные товары. Они составляют около 20% от всего ассортимента фирмы и обеспечивают ей 80% продаж;
- категория В – промежуточные товары (около 30% от ассортимента, обеспечивают менее 15% продаж);
- категория С – малоликвидные товары (около 50% от ассортимента, обеспечивают менее 5% продаж).
Модифицированный авс анализ предусматривает две дополнительные категории:
- категория D (dead) – неликвидные товары (товары, которые обеспечивают всего 1-2% продаж и могут быть безболезненно сняты с рынка);
- категория N (new) – товары, которые недавно появились в ассортименте и еще не смогли завоевать интерес со стороны покупателей.
Что можно сказать о каждой из этих групп? Товары класса А приносят предприятию наибольшую прибыль, потому за их качеством и количеством нужно следить наиболее тщательно. Товары класса В приносят предприятию достаточно большую долю прибыли, а при должных рекламных кампаниях некоторые товары из категории В могут развиться в товары из категории А. Класс С – это товары, продажу которых со временем можно будет упразднить.
Как правило, именно эти товары загромождают складские помещения, подолгу лежат в магазинах и портятся, впустую растрачивая ресурсы, выделенные на их хранение и транспортировку. Они приносят слишком мало прибыли, чтобы себя окупить.
Категория D может смело сниматься с продаж, а категории N нужно дать несколько месяцев на «раскачку» и посмотреть, в какую из категорий переместится этот вид товаров.
Приступаем в abc-анализу: первые шаги
Для начала, позаботьтесь о том, чтобы ваша фирма или предприятие вели полный учет по тому объекту, который вы собираетесь анализировать (например, ведет ли ваше предприятие учет продуктов сбыта и перепродажи?) Вам будет достаточно таблиц в Microsoft Office Excel, в которых обозначено количество и «движение» товара. Собрав материал, приступим к авс-анализу.
Сформируйте отчет о проданных товарах за последние полгода или хотя бы за последние три месяца. Перенесите данные в Excel (первая колонка – артикул товара, вторая – количество продаж). Учтите следующее:
- авс анализ должен проводиться внутри одной группы товаров. Недопустимо сравнивать оборот моющих средств с оборотом колбасы – эти категории слишком неравнозначны.
- после проведения анализа не стоит сразу же избавляться от товаров, по тем или иным причинам очутившихся в категории С. В некоторых случаях товары из этой категории дают малую прибыль, но обеспечивают большой оборот – например, наценка на хлеб очень мала, и при анализе пищевых продуктов по прибыли, полученной с продаж, он гарантированно попадет в группу С. Но что будет, если вы полностью откажетесь от продажи хлеба? Верно, ничего хорошего не приключится – всем нужен хлеб, его всегда покупают, следовательно, его ни в коем случае нельзя снимать с продаж.
План проведения abc-анализа
- определяем цель (какую сферу бизнеса будем анализировать?)
- определяем статистическую базу (по результатам чего будем анализировать?)
- определяем объект анализа (что анализируем?) и параметр (по какому признаку анализируем?). Примеры объектов анализа: поставщики, покупатели или товарные группы. Примеры параметров: доход, объем продаж или товарный запас.
- с помощью Microsoft Office Excel выстраиваем объекты по убыванию значений выбранного вами параметра (например, сортируем по убыванию объема продаж).
- ведем подсчет доли параметра от общей суммы с накопительным итогом. Для этого в отдельном столбике считаем, какова доля самого топового товара в общем объеме продаж, доля второго товара в топе и так далее до конца списка. Суммируем эти доли – например, самый востребованный товар дает 30% от всех продаж, следующий – 25%, следующий – 20% и так далее по убыванию, значит, в первой ячейке нового столбца оставляем значение 30%, во второй считаем 30+25=55%, в третьей – 55+20=75% и так далее.
- Смотрим, после добавления какого товара значение общей доли в объеме продаж максимально приближается к значению 80%. Все ранее просуммированные товары образуют группу А. Продолжая суммирование с 80% до 95%, получаем группу В, а все остальные товары дают нам группу С.
Конкретный пример abc-анализа
Давайте проведем наглядный abc анализ – пример того, как можно упростить себе жизнь и облегчить поиски самых востребованных товаров. Итак:
- цель нашего анализа – обзор и проведение оптимизации ассортимента;
- статистическая база – отчеты о продажах;
- объект анализа – товары (30 наименований), параметр анализа – выручка, полученная с каждого из этих товаров.
- начнем авс анализ с помощью встроенных функций в Microsoft Office Excel: отсортируем список товаров в порядке убывания полученной выручки.
- считаем общую сумму выручки.
- вычисляем долю выручки от продажи каждого товара в общей выручке (для этого делим выручку товара на общую выручку и получаем цифру от 0 до 0,999).
- вычисляем долю с нарастающим итогом. Например, доля первого товара от общей выручки составила 0,32, а второго – 0,24, тогда в первой ячейке столбика с нарастающей выручкой будет значиться 0,32, во второй – 0,32+0,24=0,56 и так далее.
- ищем товар, для которого доля с нарастающим итогом близка к значению 0,8 (80%). Метод abc анализа относит все, расположенное над этим товаром, к товарам из категории А.
- продолжаем суммирование и находим товар, доля которого с нарастающим итогом составила порядка 0,95 (95%). Все, что находится выше этой линии, но ниже группы А – категория В. Разные категории можно отметить разными цветами, чтобы вам проще было ориентироваться в таблице.
- Все, что находится ниже категории В, автоматически попадает в категорию С. Теперь можно подсчитать количество товаров, отнесенных в каждую из групп, просмотреть их названия и сделать выводы о ликвидности и неликвидности тех или иных товаров.
- Подсчитайте долю товаров из каждой категории в общем количестве товаров. Например, всего товаров было 30, а в категории А осталось 7 товаров. Доля категории А равна 7 / 30 = 0,233 (23,3%). Это значение приближено к классическому (20%), а потому результат можно считать устойчивым и многообещающим. Если количество товаров из категории А значительно меньше положенных 20%, необходимо приложить усилия по продвижению товаров из группы В в группу А, чтобы постепенно нормализовать сбыт продукции.
Вот и все, что нужно знать про авс анализ! Смело экспериментируйте с разными объектами для исследования, а также с разными параметрами, проверяйте валовый оборот товаров и полученную прибыль – все это поможет вам вывести свой бизнес-план на качественно новый уровень развития!