Валовая прибыль как метод оценки эффективности производства

Управление предприятием зависит от множества факторов – осведомленности в технических, финансовых, юридических и социальных процессах и  явлениях, предпринимательской интуиции, опыта ведения бизнеса в условиях современной рыночной экономики. В основе же любой коммерческой деятельности лежит стремление получить максимально возможную прибыль без потери качества выпускаемой продукции и с минимальными рисками для предприятия. Именно прибыль является Пример отношения прибыли к выручкеокончательным, финальным показателем эффективности работы предприятия, и именно прибыль дает возможность этому предприятию развиваться и оптимизировать свой промышленный потенциал. Для того, чтобы правильно и целенаправленно направлять и регулировать финансовые потоки как внутри предприятия, так и извне, нужно иметь определенную компетенцию в видах прибыли, ее источниках, классификации и оптимальных путях ее дальнейшего использования. Одним из таких видов и есть валовая прибыль, речь о которой пойдет в этом материале.

Валовая прибыль (ВП) и себестоимость

Если понятие прибыль включает в себя разницу между расходами и доходами от продажи товар или услуг, то валовая - это характеристика действенности производственной и финансовой политики предприятия. Итак, валовая прибыль - это разница между выручкой от реализованного товара или услуги и их себестоимостью. Важно отметить, что в отличии от чистой прибыли, ВП не исключает переменные и операционные затраты и вычеты налогов на прибыль. В формулярном выражении валовая прибыль получается таким образом: ВП=В-С, где В –выручка за реализованный товар, а С – себестоимость производимого товара или услуги. Валовая прибыль это прибыль от реализации товара или услуги за вычетом его себестоимости.

Чтобы правильно и объективно получить объем валовой прибыли предприятия нужно в первую очередь определить все статьи расходов, которые включает в себя себестоимость товара, в том числе и переменные, которые заранее не были обусловлены и просчитаны. Итак, согласно наиболее распространенному определению, себестоимость это весь объем ресурсов, выраженный в денежном эквиваленте, который был затрачен на производство и сбыт товара или услуги. Таким образом, только имея полную картину о все затратах, которые понесло производство на изготовление и реализацию товара или услуги можно объективно высчитать объем валовой прибыли за определенный период времени.  

Факторы, влияющие на валовую прибыль

Как и любая другая финансовая категория, ВП подвержена влиянию ряда факторов. Условно их можно разделить на факторы, которые зависят от деятельности предпринимателя, и независимые факторы. Первая категория включает в себя динамику роста объемов производства и реализации продукции, расширение ассортимента, работа над повышением качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции, снижение себестоимости, оптимизация График роста валовой прибылипроизводительности труда и коэффициента полезного действия каждой единицы кадрового потенциала, максимальное использование производственных фондов и мощностей, регулярный анализ и, при необходимости, пересмотр маркетинговой стратегии компании. Ко второй категории относятся факторы, на которые невозможно повлиять субъектам хозяйственной деятельности: географические, природные, экологические или территориальные условия, законодательное регулирование, изменение государственной стратегии в поддержке бизнеса, международные и мировые изменения, касающиеся ресурсного и транспортного обеспечения предприятия.

Если вторая категория факторов обязывает выбирать гибкую и быстроменяющуюся стратегию управления, которая позволила бы обеспечить продолжение функционирования предприятия без, или с минимальными потерями и издержками, то управление факторами первой категории вполне под силу опытному и компетентному руководству предприятия.

Увеличивая объемы выпуска и реализации продукции, и тем самым повышая товарооборот, компания способствует росту своего валового дохода, здесь действует прямо пропорциональная зависимость. Потому большое значение нужно придавать поддержке темпов и объемов производства на стабильном уровне, не допуская снижения, так как оно неизбежно повлечет за собой негативное отражение на валовом доходе. Важно отметить, что крайне отрицательную роль имеют нереализованные остатки продукции, которые могли бы приносить доход, но по тем или иным причинам становятся лишним балластом для предприятия. Некоторые управляющие порой используют стратегию скидок, дополнительных товаров по сниженной стоимости или бартерный обмен остатков, с целью максимальной их реализации и возвращению затраченного капитала в оборотный фонд. Чаще всего, валового дохода такие маркетинговые шаги не приносят, а если положительный результат и есть, то минимальный. 

Очень важно влиять на себестоимость продукции – использование инновационных технологий при производстве, поиск максимально низких способов доставки продукции покупателю, внедрение и использование альтернативных и экономных энергетических ресурсов в конечном итоге способствует снижению себестоимости и существенно влияет на валовую прибыль предприятия.

Одним из важнейших факторов стоит отметить ценовую политику предприятия – высокая конкуренция в условиях современной рыночной экономики постоянно стимулирует производителя к пересмотру ценообразования. Здесь пересекаются две категории факторов, ведь государственная антимонопольная политика вмешивается в ценовую политику предприятия, с одной стороны способствуя здоровой конкуренции на рынке товаров и услуг, а с другой – препятствуя свободной установке цен на тот или иной товар. Но не стоит стремиться к постоянному снижению цены для увеличения товарооборота предприятия – стабильный и уверенный курс помогут уверенно держаться на плаву, и это будет в любом случае лучше, чем лихорадочное наращивание объемов с целью поддержания стабильного дохода. 

Анализ рентабельности продукции дает возможность определить, на какой продукт стоит делать максимальную ставку, а необходимость выпуска какой продукции стоит сократить или вообще ограничить. Ведь очевидно, что оборот рентабельной продукции дает максимальный валовой доход, увеличивая тем самым чистую прибыль предприятия.

При функционировании любого производства со временем возникают материальные запасы, которые более не используются, или их использование нецелесообразно. Это может возникать вследствие неграмотного управления, или же в связи с объективными факторами. В таком случае, во избежание убытков, которые могут возникнуть в связи с тем, что владение этими активами и их дальнейшая реализация будет намного ниже, чем затраты на их приобретение, стоит провести мероприятия по их реализации. Деньги, полученные от продажи основных фондов, также буду являться частью валовой прибыли предприятия.

Другим источником для увеличения валовой прибыли может быть внереализационная статья доходов – поступающая арендная плата, проценты и дивиденды по акциям или депозитам, штрафы и санкции в пользу предприятия и другие источники.

Оптимальное распределение валовой прибыли

 Итак, реализовав продукцию, и получив определенный объем денег, нужно правильно и конструктивно ними распорядится, не забыв ни одну из статей расходов. Представьте условную пирамиду, в вершине которой стоит общий объем валовой прибыли, далее идут различные источники расходов: арендная плата за строительные или производственные объекты, выплата процентов по существующим кредитам, различные благотворительные взносы и фонды, всевозможные виды налогов, и главное – чистая прибыль. Далее чистая прибыль также распределяется на несколько групп – экологические фонды и выплаты, подбор, подготовка и обучение кадрового потенциала, социальные фонды на создание социальной инфраструктуры как предприятия, так и государства в целом, личный доход владельцев предприятия, и резервные денежные накопления.

Пример расчета валовой прибылиХороший эффект дает стратегия выплат заработных плат персоналу, когда они получают не только фиксированную плату за свою работу, но как и сам владелец предприятия часть доходов от итогового валового дохода предприятия. Такие выплаты носят премиальный характер, и, как правило, производятся нерегулярно, чаще всего в конце года или отчетного периода.

 Стоит отметить, что все виды выплат делятся условно на две категории – те, минимальная сумма которых фиксирована, и тех, распределение которых зависит от управляющих и владельцев производства. К первым можно отнести различные виды выплат по аренде, процентам, займам. Вторая категория более специфичная, так как объем выплат в благотворительные фонды или на социальные потребности зависит от решения управляющего аппарата, а потому может быть не всегда объективным и полезным. Увеличение части собственной прибыли со стороны бизнесмена, а следовательно уменьшение расходов по остальным статьям может в дальнейшем негативно сказаться на динамике роста развития предприятия. Это обусловлено в первую очередь человеческим фактором, который играет важнейшую роль в процессе производства – полный социальный пакет для персонала, развитое социальное сопровождение и инфраструктура существенно влияют на уровень производительности труда.

Таким образом, объективный и развернутый подход к распределению валового дохода любого предприятия дает возможность не только к его последующему развитию, расширению производственных мощностей и усилению кадровых возможностей, но и способствует дальнейшему увеличению чистого дохода предприятия. 


Вернуться

Наверх